Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.07.2019, 04:10

МКДОУ "Рождественско-Хавский ДС ОВ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Игры на развитие наглядно-образного мышления
Игры на развитие наглядно-образного мышления
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. В случаях же, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками задача решается с помощью отвлеченного, логического мышления.
Развитию мышления дошкольника способствуют все доступные ему виды деятельности, при этом должны организовываться условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. Необходимым условием развития творческого мышления является включение детей в игру.

«Кто что любит?»
подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
«Назови одним словом»
ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. транспорт - ..., птицы - ...
«Классификация»
ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. найди лишнюю картинку: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. предложите ребенку найти лишнюю картинку. спросите, почему он так думает. чем похожи картинки, которые он оставил. найди лишнее
«Слово»
прочитайте ребенку серию слов. предложите определить, какое слово является "лишним". примеры:
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
храбрый, злой, смелый, отважный;
яблоко, слива, огурец, груша;
молоко, творог, сметана, хлеб;
час, минута, лето, секунда;
ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
платье, свитер, шапка, рубашка;
мыло, метла, зубная паста, шампунь;
береза, дуб, сосна, земляника;
книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Чередование»
предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Отвечай быстро»
взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета. упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
«Говори наоборот»
предложите ребенку игру "я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
«Бывает- не бывает»
называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. упражнение на развитие скорости мышления.
предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "отгадай, что я хочу сказать!" всего предлагается 10 слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо. если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
«Сравнение предметов (понятий)»
ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. задайте ему вопросы: "ты видел муху? а бабочку?" после таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. снова задайте вопросы: "похожи муха и бабочка или нет? чем они похожи? а чем отличаются друг от друга?" дети особенно затрудняются в нахождении сходства. ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Угадай по описанию»
взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. например: это овощ. он красный, круглый, сочный (помидор). если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Кто кем будет?»
ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. может существовать несколько ответов на один вопрос. необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
«Разложи по порядку»
используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. в заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
«Отгадывание небылиц»
взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. пример: я вот что хочу вам рассказать. вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. и вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. я испугался и убежал. а ты бы испугался? иду я вчера по лесу. кругом машины ездят, светофоры мигают. вдруг вижу - гриб. на веточке растет. среди листочков зеленых спрятался. я подпрыгнул и сорвал его. пришел я на речку. смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
«Нелепицы»
предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. спросите, как бывает на самом деле.
«Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»
«Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
«Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
«Назови одним словом»
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
« Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
«Собери друзей»
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
«Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
«Чередование»
Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
«Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
«Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
«Профессии»
Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
«Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
«Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
«Отгадывание загадок»
Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
«Перелётные и зимующие птицы»
Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
«Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
«Найди похожее»
Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
«Домашние и дикие животные»
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
«Наша любимая зима и любимое лето»
Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )
Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (28.11.2014) | Автор: Токарева Марина Николаевна E
Просмотров: 1551 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz